4.2.8. Планировочная и архитектурно-пространственная структура
Планировочная и архитектурно-пространственная структура характеризует целесообразность, удобство, выразительность и гармонию пространственной организации среды жизнедеятельности, взаиморазмещение и взаимодействие ее природных, жилых, общественных, производственных и инфраструктурных составляющих. Организующей основой городского пространства являются: природно-ландшафтный и урбанизированный каркас территории города.
Природно-ландшафтный каркас образует природоохранную и рекреационную функциональную подсистему города, который формируется системой речных долин и зеленых массивов. Развитие природно-ландшафтного каркаса предусматривает воссоздание и формирование новых зеленых пространств, восстанавливающих непрерывность природно-ландшафтной структуры города Омска. Архитектурно-пространственная организация природно-ландшафтного каркаса предусматривает сохранение, выявление, зрительное раскрытие и акцентирование исторически характерных ландшафтных панорам, садово-парковых комплексов и силуэта города Омска.
Урбанизированный каркас является основой общественной и производственной функциональных подсистем города, формируется ядром исторического центра в границах улиц Фрунзе — Маршала Жукова — Масленникова, транспортными магистралями, главными улицами Красный Путь, Ленина, проспект Карла Маркса, Гагарина, Герцена, Тарская, Орджоникидзе, площадями Соборная, Победы, Театральная, Ленина, градостроительными узлами предмостной право- и левобережной части метромоста, предмостной территории моста через реку Омь по улице Маршала Жукова, градостроительными комплексами на пресечении улиц Фрунзе — Орджоникидзе — Тарская — Герцена, на пересечении улиц Маршала Жукова и 10 лет Октября. Ответственную роль в формировании центра города Омска играет застройка территории вдоль улицы Гагарина и вдоль берегов реки Омь, начиная от улицы Б. Хмельницкого. Центр города Омска и примагистральные территории характеризуются наиболее высокой интенсивностью деятельности и использования территории. Развитие урбанизированного каркаса предусматривает:
- совершенствование его исторически сложившейся структуры, усиление роли ядра исторического центра как национального, культурного и общественного символа;
- развитие общегородского центра за счет создания торгово-развлекательного и офисно-делового центра на левом берегу реки Иртыш вдоль улиц Конева и Комарова;
- акцентирование главных транспортных связей и узлов системой высотных общественно-деловых центров и линейных примагистральных многофункциональных комплексов;
- формирование новых и завершение строительства существующих дублеров главных магистралей. Это транспортная связь вдоль набережной на правом берегу реки Иртыш с одновременным созданием укрепленных набережных вдоль реки Иртыш и реки Омь в черте города, в левобережном районе города Омска создание транспортной магистрали по ул. Крупской от моста по ул. Лукашевича до моста по ул. Фрунзе с выездом на ул. 70 лет Октября.
Архитектурно-пространственная организация урбанизированного каркаса предусматривает зрительное акцентирование его характерных элементов — ансамблей площадей и крупных градостроительных комплексов, высотных доминант, фронтальной застройки главных общественных улиц, контрастного силуэта города.
Наиболее радикальные преобразования планировочной и архитектурно-пространственной структуры города Омска предусматриваются в левобережном районе города Омска и в районе нового строительства по ул. Завертяева.
В периферийных районах города Омска предложено осуществить планировочную и архитектурно-пространственную структуризацию территории, прежде всего крупных жилых массивов — сформировать системы центров, общественных и пешеходных зон, озелененных территорий жилых районов, микрорайонов, жилых групп и комплексов; уплотнить сеть местных улиц и кварталов; обеспечить формирование жилой среды, сомасштабной человеку и гармонично взаимодействующей с городскими и пригородными природными ландшафтами.
В историческом центре предусмотрено: сохранение, воссоздание и акцентирование исторически сложившейся планировочной и архитектурно-пространственной структуры ансамблей главных улиц, площадей, парков, бульваров и скверов, структуры уличной сети, сети кварталов, структуры исторических морфотипов застройки; формирование системы пешеходных зон, улиц и маршрутов; воссоздание утраченных элементов исторического природно-ландшафтного каркаса.
Главной целью социально-экономического развития города Омска в период до 2025 года является создание благоприятных условий проживания для всех жителей города Омска. Стабилизация и даже некоторое сокращение численности населения позволяет провести качественные преобразования в хозяйственном комплексе города Омска, повысить уровень обеспеченности его жителей объектами и услугами социально-культурной сферы, улучшить их жилищные условия. При этом будут приняты все необходимые меры для роста рождаемости и снижения смертности населения, что помимо решения общенациональной задачи позволит также сохранить число жителей города Омска свыше 1 млн. человек.
Специфика предстоящего периода заключается в том, что даже при условии значительного улучшения коэффициентов рождаемости и смертности в городе Омске будет происходить абсолютное сокращение числа жителей, а особенно — населения в трудоспособном возрасте, демографическая нагрузка на которое возрастет примерно в 1,5 раза. Безусловно, это окажет влияние на некоторые стороны жизни города Омска, но принципиально не отразится на его дальнейшем развитии. Для этого город Омск располагает мощным экономическим потенциалом, достаточно диверсифицированной отраслевой структурой производства, высококвалифицированными кадрами, мощной научной и образовательной базой. Сокращение потенциальной численности экономически активного населения не окажет отрицательного воздействия на развитие экономики города, поскольку в рассматриваемой перспективе уже невозможно будет обойтись без давно назревшей необходимости модернизации и технического перевооружения производства, что приведет к росту производительности труда и сокращению численности работников.
В целях обеспечения безопасности населения, улучшения экологической обстановки и создания благоприятных условий для дальнейшего территориального развития города Омска в числе первоочередных задач остается вынос за его пределы аэропорта. Не менее важное значение имеет строительство линии метрополитена, связывающей Центральный, Кировский и Советский административные округа города Омска, что позволит продолжить формирование центральной оси города Омска и снизить нагрузку на транспортные магистрали.
Дальнейшее развитие административных округов города Омска намечается осуществлять следующим образом:
- Центральный административный округ сохраняет функции административного и культурно-исторического центра города и области;
- Кировский административный округ развивается как деловой и научно-образовательный центр, расположенные здесь предприятия пищевой промышленности при решении вопроса энергообеспечения могут быть дополнены рядом новых производств;
- Советский и Октябрьский административные округа сохраняют ведущие функции в промышленном производстве;
- Ленинский административный округ продолжает развиваться как основной транспортный узел города Омска.
Основное ядро города Омска предлагается формировать по оси Центральный — Кировский административные округа города Омска, взаимосвязь которых усилилась со сдачей в эксплуатацию метромоста и еще больше возрастет после пуска линии метро.
В целях решения жилищной проблемы в городе Омске до 2015 года потребуется ввести примерно 5 млн. квадратных метров жилья, разместив основные объемы строительства в Кировском (не более 2,5 млн. кв.м) и Центральном (около 2 млн. кв.м) административных округах города Омска.
Основные параметры города Омска (без территорий п. Береговой и Крутая Горка) представлены комплексом показателей, характеризующих демографические данные: показатели застройки, транспортной и инженерной инфраструктур и экологии (см. таблицу № 17).
№ п/п | Наименование показателей | Ед. изм. | Генеральный план 1970 г. | Современное состояние | Проект 2025 г. |
---|---|---|---|---|---|
Общая площадь земель, в условных границах проектирования (городская черта) — всего | Га % | 39 600 100% | 56 940,0 100% | 56 940,0 100% | |
1 | земли населенного пункта | " | 56 698,0 99,6% | 56 698,0 99,6% | |
в том числе территории: | |||||
1.1 | жилой застройки (кварталы, микрорайоны) — всего | " | 8 370,0 21,1% | 5 294,0 9,4% | 9 980,0 17,5% |
из них: | |||||
1.1.1 | многоэтажная застройка | 7 295,0 18,4% | 2 430,0 4,4% | 5 250,0 9,2% | |
1.1.2 | капитальная застройка смешанного типа | " | – | – | 2 100,0 3,7% |
1.1.3 | индивидуальная 1-этажная жилая застройка с приусадебными участками | " | 1 075,0 2,7% | 2 864,0 5,0% | 2 630,0 4,6% |
1.2 | территории общественно-деловой зоны | " | 1 290,0 3,3% | 560,0 1,0% | 1 960,0 3,4% |
1.3 | улицы, дороги | " | 2 650,0 6,7% | 1 993,0 3,5% | 7 058,0 12,4% |
1.4 | территории производственных и коммунально-складских зон (в т.ч. территории специального назначения) | " | 7 196,0 18,2% | 13 280,0 23,3% | 13 500,0 23,7% |
1.5 | коллективные сады | " | 870,0 2,2% | 5 357,0 9,4% | 4 500,0 8,0% |
1.6 | рекреационные территории (в том числе зеленые насаждения общегородского значения: парки скверы, бульвары) | " | 2 590,0 6,5% | 850,0 1,5% | 2 950,0 5,2% |
1.7 | акватория реки Иртыш, реки Омь | " | 1 150,0 2,9% | 1 150,0 2% | 1 150,0 2% |
1.8 | резервные территории в южной части города | " | 9 000,0 22,7% | 13 400,0 23,5% | 7 860,0 13,8% |
1.9 | городские природные территории | " | 6 000,0 15,2% | 14 650,0 25,7% | 7 796,0 13,7% |
1.10 | прочие территории | " | 484,0 1,2% | 406,0 0,7% | 186,0 0,3% |
1.11 | земли сельскохозяйственного назначения | " | 231,0 0,45% | ||
2 | земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны, безопансости и иного специального назначения | " | 242,0 0,4% | 242,0 0,4% |
В целях оздоровления городской среды при реализации градостроительных мероприятий в сфере развития планировочной и архитектурно-пространственной структуры планируется:
- зонирование городской территории, путем перераспределения, сокращения и вытеснения из селитебных и рекреационных зон имеющихся в их границах производственных образований. Исключить возможность развития жилой застройки в промзонах и санитарно-защитных зонах. Построение схемы функционального зонирования города Омска осуществить с учетом условий аэрации (ветрового режима) с целью исключения (снижения) переноса выбросов от промышленных объектов на селитебные зоны;
- упорядочение коммунально-транспортных объектов в составе селитебных территорий (гаражи, автостоянки, объекты автосервиса и пр.), определение для них обособленных коммунальных зон при жилых микрорайонах на экологически безопасном удалении и в пределах пешеходной доступности;
оценка потенциальной опасности имеющихся и планируемых производственных объектов, определение уровня безопасности и условия их функционирования, наличие и достаточность защитных мероприятий, разработка программы передислокации (консервации, ликвидации) отдельных из них с установлением конкретных сроков.
© 2010–2024 Администрация города Омска