4.2.9. Основные направления развития транспортной инфраструктуры
Транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок, жестких экологических требований. Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие, взаимодополняемость индивидуального и общественного транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем, а также возможность альтернативного выбора потребителем видов транспортного обслуживания.
Формирование внешних транспортных связей имеет основополагающее значение в определении планировочной структуры и в развитии внутригородских дорог и транспорта. Внешний транспорт представлен железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным транспортом, а также трубопроводными транспортировками.
Автомобильные транспортные связи представлены федеральными дорогами М-38 (Черлак), М-51 («Байкал»), 1Р402 (Тюмень, направлениями на Павлодар (Казахстан), Муромцево, Тару, Чернолучье, Горьковское и т.д.); основные железнодорожные направления: запад — восток (Тюмень — Новосибирск), южное — на Петропавловск (Казахстан). Водный транспорт по реке Иртыш обслуживает в основном северные регионы. Значительный объем пассажироперевозок осуществляется авиалиниями аэропорта Омск-Центральный.
Развитость и качество внешних связей, размещение производств и рынков сбыта диктуют характер формирования транспортной структуры города Омска.
Транспорт занимает особое место в городской инфраструктуре — он обеспечивает возможность жизнедеятельности города как единой системы с его административными, хозяйственными, культурно-просветительскими и другими функциями.
Сегодня, в соответствии с прежним Генеральным планом города Омска и Комплексной транспортной схемой, сформирована и частично реализована сеть основных направлений магистральных улиц и дорог. Однако технические параметры магистралей не доведены до расчетных, система не завершена и в плановом расположении.
Кроме того, изменения градостроительной ситуации обусловили принятие новых решений при разработке транспортного обслуживания территории города.
Транспортная схема городского округа представлена двумя основными магистралями меридионального направления с организацией непрерывного движения. На левом берегу реки Иртыш (далее — ЛБИ) это федеральная трасса 1Р400 — ул. Волгоградская — ул. 9-я Кировская — Русско-Полянский тракт, на правом берегу реки Иртыш — это Красноярский тракт — проспект Королева — улицы 24-я Северная — Б. Хмельницкого (с мостом через реку Омь) — улица Кирова — Черлакский тракт (М-38).
В черте города Омска эти связи продублированы магистралями такой же категории по улицам Комарова — Рокоссовского на ЛБИ, Фрунзе — Маршала Жукова на правом берегу реки Иртыш.
Перечисленные меридиональные направления объединены поперечными связями по существующим и перспективным мостовым переходам через реки Омь и Иртыш. Это улицы Заозерная — Лукашевича, ул. Конева — Фрунзе (с метромостом), Ленинградский проспект — ул. Масленникова, Южная обводная магистраль с мостом в районе села Троицкое и Северный обход с мостовым переходом за деревней Ново-Александровка. Кроме существующих поперечных связей, назрела необходимость формирования связи правого и левого берега в южной части и организации связанной системы улиц Богдана Хмельницкого — Маршала Жукова — проспект Карла Маркса по улице 22 Декабря практически со всей сетью левобережья.
На каркас перечисленных основных магистралей города Омска в категории общегородского значения с непрерывным движением опирается система улиц с сетью дорог общегородского и районного значения в режиме регулирования транспортных потоков, на которые, в свою очередь, выходят улицы и дороги местного значения.
Эта система позволяет формировать потоки, обеспечивать потребности населения в транспортных услугах в части грузо- и пассажироперевозок.
Существующая в городе Омске транспортная инфраструктура развивается хотя и очень медленными темпами, однако, практически без отступлений от принципиальных решений, принятых в предыдущем Генеральном плане города Омска, и положительным ее качеством признано разнообразие видов общественного транспорта, которое является основой транспортной составляющей в принятых решениях разработанного Генерального плана города Омска.
Предполагается осуществление пассажироперевозок как автобусами, маршрутными такси и легковым транспортом, так и максимальное развитие электрических видов транспорта — троллейбусных и трамвайных линий, при этом трамвай — только на новом качественном уровне: бесшумный, с современными вагонами, на обособленном современном полотне, с оптимальной скоростью движения. По мировому опыту это самый экономичный вид транспорта, с высокой провозной способностью. Предлагаемая схема движения трамвая по кольцу с правого берега на левый поможет разгрузить центр города Омска.
Неотъемлемой частью транспортной системы города Омска являются элементы обслуживания пассажироперевозок. Это комплекс ПАТП. Формирование конечных пунктов маршрутной сети, площадок отстоя транспорта. Проектом предусмотрена дислокация этих сооружений, резервируются участки под их размещение.
Особое внимание в решении транспортной составляющей Генерального плана города Омска отведено метрополитену, строительство которого уже стало реальностью. Схема Омского метрополитена состоит из трех линий, приведенных на «Схеме развития метрополитена, трамвая и троллейбуса», которые обеспечат быструю и комфортную связь населения с центром, периферийными районами, местами приложения труда, общественными и рекреационными зонами.
В планах реализации в 2008 году выполнить пусковой комплекс первой линии метрополитена. Это 4 станции и метродепо, которое осуществит связь правобережного центра города Омска с левобережьем, а в 2015 году закончить строительство первой линии (проспект Рокоссовского — улица 15-я Рабочая).
Вторую линию омского метро (Северо-Западный промузел по ул. Губкина — железнодорожный вокзал) планируется осуществить к расчетному сроку Генерального плана города Омска — 2025 году, третью линию (Старый Кировск — Амурский поселок) — за расчетным сроком.
Транспортные сооружения на дорогах города
Транспортные связи правого и левого берегов рек Омь и Иртыш осуществляются мостовыми переходами, которых на момент проектирования функционирует в пределах городского округа: 4 автомобильных — через реку Иртыш (в т.ч. метромост в створе улиц Фрунзе — Конева) и 4 моста через реку Омь, а также функционирует по одному железнодорожному переходу через реки Иртыш и Омь.
Для нормального развития и функционирования транспортной сети города Омска необходимо строительство на расчетный срок следующих мостов:
- через реку Иртыш — на Северном обходе и моста в створе ул. 22 Декабря;
- мост через реку Омь в зоне Северо-восточного промузла;
- новый совмещенный метромост взамен существующего в створе ул. Гагарина.
Строительство этих мостовых переходов снизит напряжение транспортных потоков и грузовую составляющую на центральных магистралях, уменьшит перепробеги транспорта и загрузку транспортных узлов.
С целью дальнейшего развития транспортной сети за расчетным сроком необходимо строительство еще трех мостов, для которых в генеральном плане намечены створы и зарезервированы территории подходов к ним, это:
- мост через реку Иртыш в створе Бульвара Архитекторов с выходом на ул. Березовая и далее на пр. Королева;
- мост через реку Иртыш в южной части города, связывающий южные территории Кировского административного округа с перспективной застройкой Ленинского административного округа;
- мост через реку Омь в створе улиц Куйбышева — 7 Северная.
Кроме мостов необходимо строительство таких элементов транспортной инфраструктуры, как путепроводы, эстакады, тоннели, подземные переходы на транспортных пересечениях с суммарным конфликтующим количеством 9000 и более автомобилей, где требуется разведение потоков по направлениям, на разные уровни, а также при пересечении железных дорог с потоками интенсивного движения.
В плане реализации намечаемых в Генеральном плане города Омска мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, прежде всего, необходимо максимально развить плотность и емкость улично-дорожной сети всех категорий городских дорог с учетом утвержденной программы «Дороги города», программы размещения площадок жилищного строительства, объектов общественного назначения и рекреационных зон. Для нормального функционирования транспортной сети необходимо к 2015 году построить и реконструировать:
- 67 км магистралей общегородского значения;
- 112 км магистралей районного значения;
- построить 7 транспортных развязок с разведением потоков на разные уровни.
К расчетному сроку общая протяженность магистралей составит 375 км.
Кроме того, возникла необходимость строительства магистрали в обход городской территории для исключения автомобильного транзита с городских магистралей.
Строительство Северного обхода и закольцовка его с существующим Южным решает эту проблему и позволит в комплексе с железной дорогой, новым аэропортом и новым речпортом сформировать современную транспортно-логистическую инфраструктуру в Северо-Западной зоне города Омска.
В целях оздоровления городской среды при реализации градостроительных мероприятий в сфере развития транспортной инфраструктуры планируется:
- усилить меры по завершению строительства окружной автодороги (северный и восточный обходы). Обеспечить пропуск транзитного автотранспорта в обход города Омска;
- обеспечить первоочередной вынос аэропорта «Омск-Центральный» за пределы городской территории, с завершением строительства нового аэропорта «Омск-Федоровка»;
- вернуться к проработке вопроса строительства обходного железнодорожного пути для пропуска грузовых составов в обход города Омска, с проработкой варианта его совмещения с новым автотранспортным обходом;
- предусмотреть проектирование второй окружной дороги по Омскому району, с выходом на нее дорог радиальных направлений и дороги к аэропорту «Омск-Федоровка»;
- упорядочить и перераспределить транспортные потоки, предусмотреть разгрузку центра города Омска, вынести грузовой транспорт за пределы селитебных зон. Обеспечить резервирование территорий для строительства транспортных развязок в разных уровнях (с использованием подземного пространства), расширения транспортных коридоров, с увеличением пропускной способности, прокладки инженерных коммуникаций вне асфальтовых покрытий;
- развивать общественный электротранспорт. Планировать дублирующие и параллельные магистрали, с минимизацией светофоров и увеличением количества подземных переходов.
© 2010–2024 Администрация города Омска